Skip to content

О конезаводе

Мы гордимся историей Завода

ИСТОРИЯ

1870 год

ОСНОВАНИЕ ЗЛЫНСКОГО КОНЕЗАВОДА

Злынский конезавод был основан страстным любителем лошадей статским советником Василием Николаевичем Телегиным (1833 — 1910) в 1872 году. Первоначально конезавод был образован в селе Крутом (ныне Колпнянский район), но уже в 1880 году был переведён в село Карпово Масловской волости Орловского уезда (ныне деревня Щучье Орловского района). В 1903 году конезавод расположился близ села Злынь на хуторе Софиевском. В настоящее время конезавод располагается в поселке Злынский конезавод Болховского района Орловской области.

В.Н. Телегин – действительный статский советник, действительный член Губернского статистического комитета, гласный в губернском и уездном земствах, председатель уездной земской управы, благотворитель. Развивать деятельность конезавода он начал с разведения рысаков орловской рысистой породы.

В.Н. Телегин более десяти лет являлся Вице-президентом Орловского «Общества Любителей конского бега». Именно он в 1893 году обратился в Орловскую городскую Думу с просьбой о строительстве ипподрома в городе Орле, в результате чего начали приобретать землю для ипподрома.

После смерти Василия Николаевича дело конезавода продолжил его сын губернский секретарь Николай Васильевич, при нем конезавод получил общероссийскую известность.

При испытании рысаков было выявлено, что при всех достоинствах орловский рысак по резвости уступал более сухим и быстрым стандартбредным рысакам. Именно на территории Злынского конезавода была выведена новая порода лошадей – русская рысистая, полученная в результате скрещивания орловских рысаков с американскими производителями.

Родоначальниками новой породы стали два американских стандартбредных жеребца: Барон Роджерс (р. 1890 г.) и Боб-Дуглас (р. 1910 г.). Эти достижения вывели Н.В. Телегина в ряд наиболее авторитетных коннезаводчиков России.

Писатель А.И. Куприн в очерке «Рыжие, гнедые, серые, вороные» посвятил несколько глав коннозаводчику Н.В. Телегину. Выведенные на Злынском конезаводе русские рысаки являлись самой резвой из всех русских пород, известных в Европе. «Другие коннозаводчики проиграли – писал А.И. Куприн, — а Телегин на одних призах развернул большое коннозаводческое дело. Один Тальони выиграл призов на 154 600 руб., а в 1913 году под наездником Вильямом Клейтоном выиграл главный приз Дерби – 30 000 руб. Всего три раза телегинские рысаки завоевали этот приз».

К 1914 году на конезаводе было 7 жеребцов и 93 матки, а годовой приплод приближался к 80 головам. Лошади конезавода хорошо продавались в столице.

До 1917 г. рысаки конезавода выиграли призов на 1 000 000 рублей!

В 1917 году Н.В. Телегин умирает. После Октябрьской революции 1917 года имение Телегиных было национализировано. Племенные лошади конезавода были переданы крестьянам, которые уморили их непосильной для рысаков тяжелой работой. Уцелеть смогли лишь единицы, но некоторых всё же удалось сохранить супруге конезаводчика Татьяне Николаевне, происходившей из рода известных российских коннозаводчиков.

1920-е гг.

После революции

В начале 1920-х годов в системе Наркомзема был создан Злынский государственный конезавод № 15. Началось возрождение породы.  

В 1926 году жеребец Маркиз (Ореол — Мысль) под управлением С.А. Дмитричева выиграл Приз Дерби на Центральном Московском ипподроме с резвостью 2.19,2 с.

Через два года в 1928 году государственными органами было принято идейное решение развивать не русскую рысистую породу, а чисто орловскую. Принятое решение сильно повлияло на племенную деятельность Злынского конезавода.

В начале 1930-х конезавод объединили с несколькими соседними колхозами, сделав его частью большого колхоза.

1940-е гг.

В годы войны

Годы Великой Отечественной войны тяжело отразились на деятельности конезавода. Часть поголовья удалось в спешке эвакуировать, но основная масса осталась и погибла. Многие постройки оказались разрушенными в результате боев.

В период немецко-фашистской оккупации (1941 – 1943 гг.) в усадебном доме располагался немецкий госпиталь. Существование конезавода стало невозможным и, после освобождения поселка Злынь в 1943 году, конезавод включили в часть Орловской государственной конюшни. После окончания Великой Отечественной войны ценой героического труда местных жителей конезавод был восстановлен.

1950-е гг.

После войны

Возрождение 15-го Государственного Злынского конного завода связано с именами двух директоров. Первый — Николай Иванович Курицын, который возглавлял конезавод с 1941 по 1953 год. Именно ему удалось собрать и сохранить значительную часть поголовья рысаков. Его сменил Сергей Александрович Касименко — ветеринар и страстный коневод, он стал продолжателем дела Н.В. Телегина. В 1963 году ему удалось получить для конезавода американского темно-гнедого жеребца Билла Ганновера (Хут Мон — Бренда Гановер), ставшего основателем новой линии.

Злынский конезавод начал возрождаться, а его рысаки побеждать на престижных бегах не только в СССР, но и заграницей.

В 1966 году жеребец Погон (Гибрид — Прага) под управлением А.Липатникова выиграл Большой Всесоюзный приз (Дерби) с резвостью 2.10,2 с.

Резвейшим рысаком ставки 1962 года был гнедой жеребей Крепкий-Зарок (Заклад – Копеечка).

В 1967 году Большой Всесоюзный приз (Дерби) вновь достался Злынскому конезаводу: его выиграл вороной жеребец Тулумбаш (Ласковый — Трещётка) под управлением С.Тарасова с резвостью 2.10,9 с.

В 1966 году С. А. Касименко приобрел в США для конезавода тщательно отобранную группу стандартбредных рысаков: 23 кобылы и двух жеребцов.

1970-е гг.

Развитие

Злынский конезавод начал активно развиваться. В 1967 году в нем насчитывалось 158 рысаков, в 1971 году уже 250 голов.

В 1972 году было принято решение о том, что Злынский конезавод станет специализироваться на американской рысистой породе.

Уже в 1974 году при розыгрыше Большого Всесоюзного приза (Дерби) приняли участие две лошади: гнедой жеребец Примат (Микс Гановер – Притти Свифт) и вороной жеребец Гемлок (Микс Гановер — Грин Айз), который выиграл с резвость 2.06,6 с.

В 1980-е годы началась реставрация барского дома Н.В. Телегина.   Фасады здания были отремонтированы, часть помещений объекта культурного наследия была приспособлена под музей коневодства.

1990-е гг.

В годы перестройки

К 1990 году заводской табун насчитывал 480 племенных лошадей. Во время перестройки планы по развитию и племенной работе конезавода были изменены. Главной задачей стало выжить и сохранить самое ценное поголовье. С помощью самоотверженности и безграничной любви сотрудников к лошадям решить эту задачу удалось.

В тяжёлые времена для конезавода рыжая кобыла Роксана (Сентенниал Уэй – Реприза) ставки 1991 г. стала резвейшей кобылой, показав резвость 2.01,1 с., ее прозвали Королевой рысаков. Она выступила на беговой дорожке более ста раз, завоевав победы в 28 традиционных призах.

Наши дни

НОВАЯ ИСТОРИЯ конезавода

В 2000-е годы Злынский конезавод был приватизирован, ситуация усугубилась и конезавод был фактически банкротом.

В 2005 году конезавод приобрёл бизнесмен Андрей Натанович Раппопорт. Инвестор активно начал восстанавливать усадьбу Н.В. Телегина, конюшенный комплекс и часовню Святых Флора и Лавра. Полная реставрация Злынского конезавода была завершена в 2015 году.

В 2010 году на Злынский конезавод были завезены 3 жеребых американских матки: гнедая кобыла Брестэйкинг Тьюн (Конвэй Холл — Страйк Ап Э Тьюн), гнедая кобыла Янки Блюджинс (Маскал Янки — Индиго Герл), гнедая кобыла Саусвинд Нова (Варенне — Нью Йорк Ту Пэрис).

В 2011 году на Центральном Московском ипподроме при розыгрыше Большого Всероссийского приза (Дерби) с резвостью 2.01,6 с. выиграла гнедая кобыла Античная (Ньюк ит Фредди – Антиопа).

В период с 2013 по 2016 годы темно гнедая кобыла Но-Шпа (Пауэр Ту Чарм – Норма) и гнедая кобыла Бьютифул Янки (Янки Глайд – Брестейтинг Тьюн) бежали заграницей, показывая отличные результаты на ипподроме в Праге и дорожке Берлинского ипподрома.

В 2020 году Злынский конезавод получил свидетельство на развитие племенных рысаков американской рысистой породы.

Осенью 2020 года была открыта Школа юного наездника Злынского конезавода для детей. Обучение проходит бесплатно, в период обучения воспитанники школа выступают на Орловском ипподроме.